Виталий Третьяков (v_tretyakov) wrote,
Виталий Третьяков
v_tretyakov

Categories:

Уезжаю на Лихачёвские чтения. Массовая культура, ТВ и высокая культура (мой доклад)

Виталий Третьяков
МОНОЛОГ С ПОЗИЦИИ СИЛЫ
К когнитивному диссонансу европейской цивилизации добавились этический и эстетический
Тезисы выступления на очередных Лихачёвских чтениях

ХХ век - век массовой культуры, что предсказал и объяснил ещё Ортега-и-Гассет в "Восстании масс".
Более того, если глазами сегодняшнего читателя посмотреть на эту книгу, то мы увидим, что он, что она предсказал там и то, чему, в частности, я хочу посвятить своё выступление - массовую политику.
Приведу только одну цитату из "Восстания масс":
«Тирания интеллектуальной пошлости в общественной жизни, быть может, самобытнейшая черта современности, наименее сопоставимая с прошлым. Прежде в европейской истории чернь никогда не заблуждалась насчет собственных “идей” касательно чего бы то ни было. Она наследовала верования, обычаи, житейский опыт, умственные навыки, пословицы и поговорки, но не присваивала себе умозрительных суждений — например, о политике или искусстве — и не определяла, что они такое и чем должны стать. Она одобряла или осуждала то, что задумывал и осуществлял политик, поддерживала или лишала его поддержки, но действия ее сводились к отклику, сочувственному или наоборот, на творческую волю другого. Никогда ей не взбредало в голову ни противопоставлять “идеям” политика свои, ни даже судить их, опираясь на некий свод “идей”, признанных своими. Так же обстояло с искусством и другими областями общественной жизни. Врожденное сознание своей узости, неподготовленности к теоретизированию воздвигало глухую стену. Отсюда само собой следовало, что плебей не решался даже отдаленно участвовать почти ни в какой общественной жизни, по большей части всегда концептуальной.
Сегодня, напротив, у среднего человека имеются самые неукоснительные представления обо всем, что творится и должно твориться во Вселенной. Поэтому он раз-
учился слушать. Зачем, если все ответы он находит в самом себе?»

С появлением и бурным расцветом мощи телевидения, превратившемся в тотальную систему информирования (дезинформирования) аудитории и влияния на неё, массовая культура получила 1) хрустальный дворец для своего бытования; 2) и глобальную систему распространения своего продукта.
Но сама по себе массовая культура была бы не страшна, если бы ей противостояли классические институты восходящего развития общества, а именно: традиционные религии (хранители моральных устоев и запретов); традиционная семья; классическая система образования; высокая культура; классическая наука и профессиональная открытая политика.
Но всё это сегодня либо слабее массовой культуры, помноженной на технологическую мощь телевидения, либо включено в орбиту массовой культуры.
С помощью телевидения массовая культура загнала высокую культуру и классическое искусство в информационное гетто.
Традиционные религии (кроме ислама) третируются массовой культурой и массовой политикой и отступают. Им уже не удаётся быть хранителями традиционных моральных ценностей. Более того, массовая культура породила новую языческую религию - секулярно-сектантское многобожие маргинальных тоталитарных меньшинств, в принципе отрицающее единую мораль.
Традиционная семья отступает и рушится. И уж точно не она теперь определяет педагогические нормы и систему воспитания подрастающего поколения.
Система массового образования, плодотворная и прогрессивная на первом этапе своего существования, отказавшись - в угоду массовости, а следовательно - и упрощения, от классических программ и методов образования, превратилась в систему воспроизведения профанных знаний и квазинаучных истин (массовой науки).
К концу ХХ века почти повсеместно (на Западе точно, в России - в том числе) появилась и массовая политика, то есть демонстративно публичная, театрализованная (масскультовая) политика, в который максимальный популизм формы (включая избирательные процедуры) оторвался от максимальной закрытости принятия важнейших решений. Чем больше нынешняя политика является политикой для масс (массовой политикой), ещё точнее - политикой удовлетворения сотен маргинальных общественных групп, тем больше она отрывается (в своих главных решениях) от настоящих, коренных, интересов этих масс, общества в целом. Абсолютная театральность современной политики полностью смыкает её с массовой культурой.
Внешне кажется, что все в современном обществе ведут диалог друг с другом: массовая культура с высокой культурой, классические религии с атеистами, элиты с массами и так далее. А на самом деле массовая культура во всех своих проявлениях (включая массовую науку и массовую политику) подавляет всех, кроме самой себя, участников этого псевдодиалога. Фактически это давно уже не диалог, а монолог массовой культуры (и всего остального массового), причём монолог с позиции силы.
Не только когнитивный диссонанс, но и этический и эстетический диссонансы.
Европейская (христианская) цивилизация уже находится в глубочайшем институциональном и сущностном кризисе и усилиями своего ядра - западноевропейских стран - стремительно направляется к границе своего распада.
Tags: Санкт-Петербург, ТВ, искусство, культура, массовая культура
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 79 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →