Что такое современная режиссура? Это перемонтаж и купирование текста. Это похабщина в любых любовных сценах (героиню обязательно хватают за грудь или между ног). Форсирование голоса, движений и мимики (здесь это Фамусов и Софья). Гипертрофирование какой-нибудь бытовой детали и представление её в виде символа «всего» - в данном случае это печь в доме Фамусова – гигантских размеров и в форме колокольни Ивана Великого (на печи периодически сидит Чацкий, но всегда – вороны, а все герои гряют у печи свои задницы (употребляю это слово, ибо режиссёр именно так всё и демонстрирует). Печь с воронами, понятное дело, символ Московского государства, к этому добавляется груда берёзовых дров. Фамусов в тулупе (московский вельможа) рубит топором книги. Молчалин «трахает» на сцене сначала Лизу, а затем Софью (сразу, одну за другой). Чацкий орёт и плачет. Он, видимо, только что вернулся из Евросоюза (над сценой летает самолёт), а потому нервный и честный. Все остальные в Евросоюзе не были, а потому глупы, невежественны, орут и хватают друг друга за груди или задницы.
В общем и целом – постмодернизм в самых банальных и примитивных своих формах и приёмах. То есть уничтожение смыслов и эстетики.
Если бы режиссёр-постановщик обозначил всё это как пародию на «Горе от ума», я бы сказал – имеет право на существование, хотя не смешно, глупо и пошло. Но определения «пародия» не присутствует. Если бы заявили – повторяем зады Мейерхольда со столетним опозданием, я бы даже приветствовал прогресс «догоняющей» литовской режиссуры. Но претензия на движение «впереди прогресса».
После окончания спектакля и небурных «оваций», как только закрылся занавес – зрители встали и без единого хлопка покинули зал. Не припомню в последние годы того, чтобы в знаменитых московских театрах на премьере после спектакля занавес открывался всего один раз.
Между прочим постановщик этого спектакля недавно назначен главным режиссёром Вахтанговского театра. Бедный Вахтанговский, бедный Вахтангов!
Неужели в российской провинции нельзя найти интересного молодого режиссёра для этого знаменитого московского театра – нужно было приглашать уже немолодого из провинции еэсовской, из европейского театрального захолустья (судя по качеству сварганенного им спектакля для одной из самых громких московских сцен)?