Виталий Третьяков (v_tretyakov) wrote,
Виталий Третьяков
v_tretyakov

Categories:

О Борисе Эйфмане и его новом балете "Роден"

Чем хорош Борис Эйфман?
Тем, что он ставит балеты, а не пластические этюды, которые можно разыгрывать в любых декорациях (и вообще без декораций) и под любую музыку.
Тем, что он ставит танцы, а не упражнения по аэробике, в лучшем случае - по художественной гимнастике, для которых достаточно и четвертой части пространства сцены.
Большинство знаменитых зарубежных хореографов, переносящих свои спектакли в Россию, слышат восторженные отзывы критиков и пригласивших их продюсеров, но не слышат произносимые не на публике слова танцовщиков: это просто аэробика, а не танец, не балет.
Борис Эйфман не таков.
Он хорош еще и тем, что он ставит действие, хореографические пьесы (в основном драмы и трагедии), имеющие вполне внятные сюжеты, фабулы, героев и пр.
То есть Борис Эйфман - наряду с Юрием Григоровичем - есть настоящий в нынешней России постановщик балетных спектаклей и танцев. К тому же Эйфман еще и сам сочиняет свои балеты.
Фабула "Родена" - история взаимоотношений Родена и его ученицы Камиллы Клодель.
В этом балете Борис Эйфман свёл воедино и так очевидно близкие друг другу вида искусства - скульптуру (как ваяние человеческого тела) и балет (как драму, исполненную под музыку танцующими телами).
Лучшие сцены балета перечислить трудно - так их много. С одной стороны, это преображение бесформенного сгустка человеческих тел танцором-скульптором в скульптурные композиции - неподвижные или движущиеся.
Кроме того, Эйфман сочинил практически весь набор танцев в их историческом развитии - от сельских то ли античных, то ли средневековых до канкана, танго и современного балетного танца.
Можно себе представить, как трудно сочинить абсолютно новый по рисунку канкан, длящийся не две минуты, а полноценную балетную сцену. Но Эйфман это сделал.
Замечательны сцены в доме сумасшедших и соответствующие им танцы. Ну и по художественным критикам Эйфман прошелся, дважды заставив их отплясывать единообразный, как воинский строй, танец - к тому же в виц-мундирах, явно намекающих на их сервильность и чиновничье и одномыслие.
Наконец, Борис Эйфман не только оригинальный постановщик собственных танцев, но и такой постановщик танцевального спектакля, где постоянно танцующий кордебалет постоянно взаимодействует с танцующими солистами. Эйфман, как и Григорович, умеет занять танцами одновременно всех артистов, числом в данном случае до тридцати, находящихся на сцене, а не только пару-тройку из них.
Словом, если большинство современных хореографов ставят либо акробатические трюки, либо туманные по мысли и действию (без устной подсказки самого постановщика и не разберешься, о чем это) двадцатиминутные бессюжетные этюды, смотреть которые на 21-й минуте уже становится скучно, Борис Эйфман ставит настоящие балеты и настоящие (полноценные по времени и всему пространству сцены) спектакли. К тому же - со своей собственной хореографией.
Великий хореограф!
Tags: Борис Эйфман, балет
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 25 comments

Recent Posts from This Journal