Виталий Третьяков (v_tretyakov) wrote,
Виталий Третьяков
v_tretyakov

Categories:

"РУСАЛОЧКА" И "ЦЫПЛЕНОК ЖАРЕНЫЙ"

Вечером был на премьере балета Джона Ноймайера «Русалочка». Первая премьера была в пятницу, но я в этот момент находился еще в Новосибирске.
Кстати, еще раз скажу: в Новосибирском театре оперы и балета смотрел замечательно поставленную «Тоску Пуччини».
Отличные костюмы и декорации. Очень хорошо поставленный спектакль. Артисты не только прекрасно поют, но и отлично играют — оперные условности делаются почти незаметными.
И поют отлично. Особо отмечу исполнителей главных ролей Ирину Новикову (Флора Тоска), Владимира Чеберяка (Каварадосси)и Максима Аниськина (первое выступление; Скарпья). Режиссер-постановщик Иркин Габитов.
К сожалению, зал был не полупуст, а по большей части пуст. Конечно, он гигантский и на балетах бывает заполнен или почти заполнен. Но все равно неприятно, когда в замечательном спектакле зал не полон.

Но вернусь к «Русалочке». Из всех виденных мною в последние годы современных балетов этот самый примечательный.
Смотрится с большим интересом. Интрига есть, сюжет в постоянном движении, присутствует не только пантомима и акробатика, но и танец как таковой. Некоторые номера очень красивы. Изящные декорации и красивые и осмысленные костюмы. Здорово сделаны несколько сцен с Русалочкой (особенно ее физическое перевоплощение в женщину (человека) и сцена клаустрофобии).
Словом, спектакль мне понравился и зевать от скуки, как на многих других современных балетах, не пришлось.
Однако две вещи меня смутили. Почти такие же матросские пляски Игорь Моисеев ставил еще тридцать-сорок лет назад. Сцена бала почему-то напоминает балет «Анюта». А во время всех подводных сцен я почему-то вспоминал наш художественный фильм «Садко» и ряд других советских фильмов-сказок из тех, где действие происходит под водой («Марья-искусница», по-моему). Просто полное впечатление, что хореограф их когда-то смотрел.
Однако самое поразительное — музыка!
Автор её Лера Ауэрбах, живущая ныне на Западе, но выросшая в Челябинске и уехавшая за границу, кажется, в 1991 году.
Музыка местами очень мелодична, но как только какая-то мелодия начинала звучать, перед моими глазами почему-то вставали сопровождавшиеся более чем запоминающейся музыкой сцены из фильмов «Александр Невский» (лейтмотив балета), «Тайна двух океанов» (лейтмотив всех подводных сцен в балете), «Гамлет» и даже «Полосатый рейс» (вальс на балу). И еще какие-то советские мелодии постоянно звучали и меня в памяти — из той же «Анюты», одна очень известная эстрадная песня, название которой не вспомню.
Может, это дефект моего музыкального слуха?
Но всё-таки странно....
В антракте и после спектакля обменялся мнениями с другими завсегдатаями балетных и оперных театров — они мне и другие, мною не расслышанные, примеры привели. В частности, из классики.
Ну а «Цыпленок жареный», почему-то названный автором музыки «народной одесской песней», под которого исполнялись все матросские пляски в балете, использовался на полную катушку. Правда, нам как-то привычнее, когда матросы пляшут (у Игоря Александрова и в советских опереттах) под «Яблочко».
Словом, для меня Лера Ауэрбах (как утверждают, очень модная на Западе) какая-то музыкальная загадка.
Что скажут профессиональные музыкальные критики?

Сегодняшняя «Что делать?» - о проблеме частной собственности на информацию. Список участников передачи здесь:http://nigru.ru/docs/5/.
Tags: "Тоска", "Что делать?", Лера Ауэрбах, Новосибирск, Ноймайер, Пуччини, СССР, ТВ, балет, информация, кино, музыка, опера, театр им. Станиславского и Немировича-Да
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 202 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →