Виталий Третьяков (v_tretyakov) wrote,
Виталий Третьяков
v_tretyakov

СТРАСТНАЯ ПЯТНИЦА. "КАТЫНЬ" ВАЙДЫ И ДИСКУССИЯ ПОСЛЕ ФИЛЬМА

Сегодня вечером канал «Культура» покажет фильм Анджея Вайды «Катынь». Вчера ночью я смотрел срочно присланную копию фильма потому, что канал попросил меня стать ведущим обсуждения фильма, которое пройдет после его трансляции. В обсуждении, которое записывалось в четверг днем, участвовали: руководитель Федерального архивного агентства Андрей Артизов, председатель комитета по международным делам Госдумы Константин Косачев, заведующий кафедрой истории внешней политики России МГИМО Михаил Наринский, директор института Всеобщей истории РАН академик Александр Чубарьян и Никита Михалков. Прозвучит и обращение самого Анджея Вайды, которое он прислал участникам передачи.
Естественно, раскрывать и тем более оценивать ход разговора я не имею права, но уверен, что оно в любом случае вызовет у любителей истории не меньший интерес, чем сам фильм. О самой дискуссии скажу только одно: началась она, как это чаще всего бывает, вяловато — редко какой ученый у нас готов прямо с места взять в карьер. Поэтому мне пришлось подстегнуть ее, приняв на грудь несколько большую «дозу сталинизма», чем я рассчитывал. Зато после этого уже приходилось останавливать ораторов.
В общем, смотрите.
Теперь о самом фильме. Он, безусловно, сделан мастерски. Хотя до всем известных шедевров Вайды и не дотягивает.
Вайда опасался, что его фильм будет трактоваться как политический, хотя он хотел сделать фильм о человеческой трагедии. Правда, в другом месте того интервью, которое я в 2007 году опубликовал в «Московских новостях», он говорит, что это фильм о «катынской трагедии и катынской лжи». Так что как уж тут без политики.
Как лирическая трагедия фильм, на мой взгляд, сильно уступает, например — беру зарубежный образец - «Списку Шиндлера». Поэтому восчпринимается фильм все-таки как политический.ю
Конечно, Вайда обличает в первую очередь не Россию и не русских, а сталинизм, который у него — по фильму — прямо ассоциируется с Советским Союзом.
Вторыми, кого он обличает, становятся поляки, которые встали на сторону «катынской лжи», то есть Советского Союза. Нацизм и гитлеризм проходят по самому краю внимания автора — фактически только в его начале и чуть-чуть в конце — когда сравниваются кадры немецкой и советской кинохроники о Катыни.
Кроме того — и это моя главная претензия к автору — фильм почти полностью выведен из исторического контекста и «вечно мечтающая о независимости Польша» выступает исключительно в виде страдательного и страдающего субъекта европейской политики того периода.
Но, конечно, никакой прямой пропагандой Вайда не занимается, в истерику не впадает, слезу специальными приемами не выжимает. Слишком большой мастер и умный человек. Умный и порядочный.
Не думаю, что сам фильм произведет очень сильное впечатление на зрителей, а его демонстрация станет очень громким политическим событием.
Но понятно, что событие политическое. Фильм показывается на Страстной неделе в Страстную пятницу перед Пасхой, которая в этом году приходится на один день у православных и у католиков. А кроме того — накануне визита Туска в Россию. По приглашению Путина. И они вместе поедут в Катынь. А в этом году — 70-летия расстрелов в Катыни по версии, которую все участники разговора признали неоспоримой. А через десять дней в Россию — ради посещения Катыни — но с частным визитом, приедет и Качиньский.
Как уж тут без политики?
Улягутся ли после этой демонстрации страсти по Катыни и наладятся ли отношения между Россией и Польшей? Сомневаюсь.
Фильм посмотреть надо.
Разговор после него — тоже. Ну а дальше?

ЗЫ. Да, в фильме есть одна фраза, свидетельствующая, на мой взгляд, о том, что Вайда впрямую адресует этот фильм современной русской интеллигенции. И надеется именно на ее отклик...

ПОСЛЕСЛОВИЕ к показу фильма и дискуссии (http://tvtorrent.ru/feed/all_1/torrent_3457/) (после него.
1. Меня пригласили вести дискуссию. Гостей подбирал не я. В свою передачу я обязательно пригласил бы кого-то с иной точкой зрения.
2. Не считаю корректным оценивать выступления участников дискуссии. Я, сколько мог, пытался обострить ход разговора.
3. Фильм Вайды, безусловно, не шедевр, но очень качественный. Конечно, он антисоветский. И, конечно, из всех проблем Польши поднимает только одну - "раздвоенность" по поводу Катыни. Двусмысленность поведения Польши как государства - в том числе в ситуации 30-х годов - полностью игнорируется.
4. Событием в России этот показ не станет (что видно и по этому блогу - до показа комментов появилось гораздо больше, чем после). Событием в Польше и для Польши - уже стал. Как мне сказали, там сегодняшний показ по "Культуре" чуть ли не тема №1.
5. Думаю, политику современной Польши по отношению к России показ этого фильма на нашем ТВ изменит в лучшую сторону не более, чем на 1-2 градуса.
6. Дискуссия по сравнению с записью сокращена минимально. Разговор после фильма прошел в эфир в объеме большем, чем планировалось первоначально.

23 час. 07 мин.
Tags: "Культура", Вайда, Германия, Гитлер, Катынь, Качиньский, Никита Михалков, Пасха, Польша, Путин, Россия, СССР, Сталин, война, кино
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 759 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →