1. К началу 1993 года двоевластие, сложившееся в стране, перешло в такую острую форму, что завершиться могло либо победой одной из сторон с полным политическим разгромом другой, либо компромиссом, в котором каждая из сторон должна была сделать серьезнейшие уступки.
2. Ельцин никогда и ни к какому компромиссу склонен не был. Для него выбор был таким: либо разгром Верховного Совета, либо его капитуляция на условиях Ельцина.
3. Конституционное право было на стороне Верховного Совета.
4. Но сама Конституция (с многочисленными поправками) и советская система псевдопарламентской республики реалиям новой жизни и стоящим перед страной задачам.
5. Авторитет и популярность Ельцина стремительно падали. Прежде всего потому, что экономические реформы бросили в пучину нищеты примерно сотню миллионов граждан России.
6. К началу осени 1993 года вся политическая и государственная жизнь свелась исключительно к борьбе двух властных кланов (кремлевского и белодомовского), усугубляемой персональной ненавистью представителей этих кланов по отношению друг к другу.
7. Подписав указ 1400, Ельцин перешел к политическому уничтожению противников мирными средствами, предложив им отступное – деньги и посты. Но это был 1) конституционный переворот (очевидно, ибо отменял конституцию и ликвидировал парламент, который конституционно был выше президента) и государственный переворот, ибо устранял высший орган власти в стране – демократически избранный и законно действующий (пусть и плохо действовавший) парламент. Россия на тот момент была парламентской республикой.
8. Правда, Ельцин открывал и политическую перспективу (в случае капитуляции Съезда-Верховного Совета): принятие новой конституции, выборы в новый парламент и – через полгода – досрочные президентские выборы.
9. Значительная часть депутатов не признали этот указ и отказались снять с себя полномочия. Съезд-Верховный Совет продолжали действовать.
10. Ельцин перешел от чисто политических мер к силовым – заблокировал парламент в Белом доме.
11. Тогда Съезд провозгласил исполняющим обязанности президента Руцкого.
12. Абсолютное большинство населения не любили Ельцина и не верили ему. Однако большинство населения не слишком вдохновляли и фигуры Руцкого и особенно Хасбулатова. Если бы вместо этих двух фигур в Белом доме оказался политик, воспринимаемый обществом как очевидно лучшая, чем Ельцин, фигура, Ельцин бы, безусловно, проиграл.
13. Но нелюбовь к Ельцину и его команде была столь велика, что общество решило не поддерживать ни ту, ни другую сторону. Число реальных участников сентябрьско-октябрьских событий не превышало 100 тысяч, причем только и исключительно в Москве. Активных участников было не более нескольких тысяч.
(окончание - см. ниже)
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →