Виталий Третьяков ([info]v_tretyakov) wrote,

ЗАЧЕМ НАМ ФИЛОСОФИЯ?

На юбилее философского факультета до меня очередь не дошла. То ли слишком много было деканов, то ли слишком много вставных оперных номеров. То ли я слишком мало сидел (должен был уехать в пять часов - и уехал). Подарок, однако, не увез с собой, а оставил: глобус звездного неба (звездное небо над головой) и Библию (нравственный закон внутри нас).
Потом заехал в нужное мне место. После чего отправился на закрытие Первого Московского молодежного фестиваля позитивного кино. Там вручил учрежденные Высшей школой телевидения два специальных приза. Поскольку идея учредить эти призы пришла мне в голову спонтанно, прямо на открытии, которое случилось в прошедший вторник, то выкручиваться нужно было стремительно - придумать, а что собственно дарить в качестве призов.
В результате приз "Самый позитивный негатив" представлял собой два килограмма лимонов в корзинке: цитрусовые (апельсины и мандарины) - исключительно позитивны, а вот лимоны (на их фоне) явно самые негативные.
Приз "Самый позитивный негатив" сочинялся по следующей логике: алкоголь - явное зло, но и в его рядах есть нечто позитивное. Самое позитивное - шампанское. В результате призом стала бутылка "Вдовы Клико".
А теперь о серьезном.

НЕСКОЛЬКО ОТРЫВКОВ ИЗ МОЕГО ВЫСТУПЛЕНИЯ (третьего дня) НА ФИЛОСОФСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ МГУ
Я - часть того общества, которое ждет от отечественных философов ответов на отечественные философские вопросы.
Как журналист, то есть человек, пробалтывающий то, о чем судорожно размышляет коллективное общественное сознание, я вынужден сам давать отсутствующие вообще или в доступном для меня и других граждан России пространстве ответы.
Что это за вопросы?
Главный из них - это даже не вопрос, а утверждение: сегодня в нашей стране отсутствуют все четыре необходимые компоненты, создающие целостность (но не единообразие) общественной мысли и морали: 1) метафизика - общефилософская теория, или идеология; 2) единство исторического знания (или философия истории), 3) национальная идея (цель) и 4) моральная доктрина.
Вопрос: я прав или неправ? Если неправ, то сформулируйте, пожалуйста, здесь и сейчас, эти четыре позиции. Я запишу и студентам своим буду каждое утро зачитывать.
А если я прав, то вот вам, господа философы, господа мыслители, четыре первых конкретных вопроса-задания.
Теперь перехожу к остальным вопросам.
Пожалуй, не осталось ни одного сколь-нибудь значимого мыслителя, который бы не проклял общество потребления и порождаемые им, сверх обычных - естественных, эгоистические инстинкты и пороки. Но это общество - прямое порождение возрожденческой теории бесконечного прогресса. Где контртеория? Или, на худой конец, альтернативная? Не пора ли нам прямо и определенно отказаться от теории бесконечного прогресса, как противоречащей не только здравому смыслу, но и закону конечности всего сущего?

<...>

В конце - еще пять совсем конкретных вопросов.
1. Зачем человек изобретает и производит искусственное молоко, если натуральное вкуснее и здоровее?
2. Зачем человек постоянно изобретает и совершенствует оружие, если всем ясно, что мир лучше войны?
3. Зачем один человек убивает другого, хотя тот ничего плохого ему не сделал?
4. Зачем современный европейский человек уничтожает двуполую семью, если только в ней рождаются дети? Разве продолжение рода не есть императив выживания человечества?
5. Как долго проживет (физически) в современном обществе абсолютно честный и совестливый человек?
Я понимаю, что все поставленные мною вопросы вы много раз слышали. И, скорее всего, отошлете меня, невежду, - но я ведь сразу предупредил вас, что я всего лишь журналист, - к широко известным и известным только вам философским трудам и доктринам.
Но тогда у меня последний вопрос: а зачем нам всем ( кроме вас, философов) философия?
Как и чем она поможет нам при встрече ночью с человеком, в руках у которого бейсбольная бита?
Если - благодаря развитию философской и иных сопутствующих ей, например, юридической, мысли, даже приговорить к смерти человека с бейсбольной битой будет нельзя?
Вот и получается, что смысл жизни и залог счастья - власть.
Но для того, чтобы прийти к такому банальному выводу нужно ли было человечеству иметь в арсенале своей интеллектуальной истории еще и философию?
(Это - тезисы, от которых я время от времени отклонялся)
Tags: МГУ, кино, фестиваль, философия

  • Post a new comment

    Error

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 176 comments
Previous
← Ctrl← Alt
Next
Ctrl →Alt →

Anonymous

December 16 2011, 20:26:37 UTC 5 months ago

Поскольку речь о философах, позаимствую у эллочки-людоедочки:
Блеск! (серьезно)

[info]ne_ljubov

December 16 2011, 20:31:44 UTC 5 months ago

"Вот и получается, что смысл жизни и залог счастья - власть" -

"Учитесь властвовать собою.." - тут и смысл и залог..)

[info]opiat_5x5

December 16 2011, 20:34:57 UTC 5 months ago

По капле выдавить из России либерализм.

1. Либерализм это идеология отрицания истины - ЕДИНСТВЕННОСТИ верного представления о чём либо.
Напр. либерализм в арифметике это убеждение, что 2+2=4 (единственно верное представление) ничем не отличается от 2+2=5 или множеству подобных неверных представлений. Нам известен род либералов от математики - это "двоечники", тупицы не способные воспринять даже азы математической логики.

2. Разумеется, в математике - где всё навиду - либералам не разгуляться, но в области социальных отношений - где истина "неподъёмна" даже для нормального сознания - либерализм сейчас это господствующая "метода" общественного сознания. Только нужно понимать, что вред от либерализма в этой сфере ничуть не меньше. Стройную структуру социального знания - мораль и нравственность, либеральный подход превращает в бессмысленную кашу.

3. Естественно задать вопрос, а почему тогда либерализм - идеология тупиц, господствует в общественном сознании? Ведь даже тупицам проще жить когда всё ясно (чтобы считать - тупо вызубрить таблицу умножения, чтобы преуспевать - не преступать заповеди Христовы).
Тут вот в чём дело. Есть прослойка людей, которым либерализм ВЫГОДЕН. Напр. официантке в советском ресторане было ВЫГОДНО считать "сорок да сорок - рубль сорок, спички брали? - два пятьдесят". Аналогично, есть люди которым ВЫГОДЕН либерализм в социальных отношениях. Эти люди известны обществу как ГРЕШНИКИ.

4. Но главное, что господство либеральной идеологии - её ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ закрепление как НОРМЫ - отрицает выработанные веками нормы человеческого общежития и, следовательно, ГАРАНТИРОВАННО разрушает социальную гармонию. Подчеркнём - ГАРАНТИРОВАННО!
Глобальный финансово-экономический кризис и ставшее явным вырождение Европы тому подтверждение.
И ещё один вывод. Путин, как бы он ни старался, ГАРАНТИРОВАННО не сможет "обустроить Россию", пока либерализм у нас "в законе".

[info]ad_rem100

December 16 2011, 20:57:27 UTC 5 months ago

"Вырождение" в еуропе ничуть не больше, чем в РФ-ии

Там хотя бы есть уважение к своей истории, архитектуре, культуре, а не комварварство полного разрушения городов, среды и безвкусия...

[info]opiat_5x5

5 months ago

[info]litastro

5 months ago

[info]intellectt

5 months ago

[info]opiat_5x5

5 months ago

[info]rusnar

December 16 2011, 20:39:44 UTC 5 months ago

тезисы шикарные
но многие и раньше догадывались, что Вы один из законспирированных под журналиста философов
но вот что, интересно, Вам ответили замаскированные под философов профаны?

[info]v_tretyakov

December 16 2011, 21:03:20 UTC 5 months ago

На пленарном заседании я выступал предпредпоследним. а на секционных - не был.Может там что-то отвечали. Но уже без меня...

[info]rusnar

5 months ago

[info]pt_tehnolog

5 months ago

[info]ramon_ma

December 16 2011, 20:42:01 UTC 5 months ago

не вполне согласна с тем, что общество потребления является прямым следствием просвещения. по-моему, ее мутировавшей формой.
классическое просвещенчество в лице протестантизма/индивидуального предпринимательства - куркуль, а не гедонист. он вкладывается в будущее.
классическое просвещенчество в лице коммунизма - самопожертвование и чуть ли не аскеза. он тоже строит будущее.

общество потребления тем и удивительно, что оно не верит в прогресс. оно знает собственную эсхатологию: парниковый эффект, озоновая дыра, глобальное потепление. пир во время чумы, а дальше хоть трава не расти.

[info]ad_rem100

December 16 2011, 20:53:42 UTC 5 months ago

Когда и кто учил, что коммунизм - это аскеза?

Догнать и пергнать Амэрику...да это трендели...

[info]ramon_ma

5 months ago

[info]polnaya_kartina

December 16 2011, 20:42:53 UTC 5 months ago

...

Настаиваю... (мягко)
http://v-tretyakov.livejournal.com/562277.html?thread=109551973#t109551973

.

Anonymous

December 16 2011, 20:43:40 UTC 5 months ago

"СЧАСТЬЕ - ЭТО КОГДА ТЕБЯ ПОНИМАЮТ"-

СКАЗАЛ БЕЗРУКИЙ НЕМОЙ

[info]ne_ljubov

December 16 2011, 20:44:31 UTC 5 months ago

Как долго проживет (физически) в современном обществе абсолютно честный и совестливый человек?

Абсолюта не может быть, конечно..
И многое зависит от степени эгоизма.
Если думать только о себе - честному и совестливому жить легче..- ему не надо ничего помнить, он хорошо спит ночью, и аппетит не пропадает.) У него легко на душе и, как правило, хорошее настроение. Отсюда диагноз - практически здоров.) Значит поживет..)
Если же задумываться о современном обществе, то его будет все расстраивать, и сколько он проживет расстроенным - неизвестно..)

[info]litastro

December 17 2011, 00:08:48 UTC 5 months ago

Такой человек будет стремиться к затворничеству и аскезе.
Сколько живут отшельники?
Они - в обществе, или вне общества?
Что-то едят, не зарабатывая на еду... или запасы денежные?
Но ведь всё равно - не производят, а потребляют...
Тоже философия, однако!

Виталий Товиевич, Вам бы какой-нибудь труд по альтернативной философии создать; наверняка, у молодых интерес проснулся бы, хотя бы к диамату, сопряжённому с этикой.
Такая книжица не была бы лишней в домашней библиотеке.

[info]ad_rem100

December 16 2011, 20:47:43 UTC 5 months ago

Секулярное сознание вечно будет блуждать

в лабиринте бесконечных эгоистических, плюралистических тупиков...

[info]ne_ljubov

December 16 2011, 20:52:04 UTC 5 months ago

много вопросов - много ответов)

"зачем нам философия?"-

Интересно думать..)
И интересно обнаружить какой-то свой отклик на что-то..
А если собеседник неожиданно окажется с битой), можно попробовать вспомнить цитату) и заворожить его философией..)

[info]rusnar

December 16 2011, 20:55:46 UTC 5 months ago

второй день мучаюсь, сказать ли...
лучше скажу, чтобы не мучаться

абсолютно честный и совестливый человек в современном обществе, скорее всего, будет маньяком или серийным убийцей

[info]litastro

December 17 2011, 00:09:35 UTC 5 months ago

Наподобие норвежца?

[info]rusnar

5 months ago

[info]litastro

5 months ago

[info]rusnar

5 months ago

[info]litastro

5 months ago

[info]pt_tehnolog

5 months ago

[info]polnaya_kartina

December 16 2011, 20:56:14 UTC 5 months ago

К чёрту "многословие"!!!

...

Плох Вождь, скрывающий ИСТИННУЮ ОПАСНОСТЬ(!!). Преодолеть ее можно ЛИШЬ ПОЛНЫМ(!!) ЗНАНИЕМ.

Твердо помните, что ИСТИННАЯ(!!) НАУКА Призывна, Кратка, Точна и ПРЕКРАСНА.

ВЫСШАЯ(!!) ИСТИНА в России(!!)...
http://v-tretyakov.livejournal.com/568754.html?thread=110986162#t110986162

.

ВИТАЛИЙ, надо СПАСАТЬ Путина и РОССИЮ!! Говорю в последний раз!..

..

[info]v_tretyakov

December 16 2011, 21:11:18 UTC 5 months ago

Re: К чёрту "многословие"!!!

Я уже который год пытаюсь спасти и Путина, и Россию. Упрек несправедлив

[info]xbhrff

December 16 2011, 20:56:27 UTC 5 months ago

С чего Вы взяли (тем паче подарив Библию), что "рай" на Земле возможен? Утверждая это, Вы попадаете в ловушку номинализма. Вопрос "зачем" по отношению к философии (как и к религии) не просто избыточен,он вреден.И вопрошаещему в том числе. Только начав философствовать,двинувшись по этому пути, мы можем узнать своё состояние,его контуры, то, что в действительности в нас происходит,через конструкцию, которую сами же строим,начиная с ней резонировать.

[info]v_tretyakov

December 16 2011, 21:13:02 UTC 5 months ago

Я-то как раз так давно не считаю. Поэтому и предлагаю громко и официально отказаться от теории бесконечного прогресса

[info]andfomkin

5 months ago

[info]fukusiman

December 16 2011, 20:56:38 UTC 5 months ago

Война - это форма конкуренции

Люди и конкурируют друг с другом - чтобы развиваться. Чего тут такого сложного, чтобы искать ответ на филосовском факультете? Всё понятно с этой войной.


А вот вопрос "Зачем Пуцкин убивает русских людей?" требует ответа. Вопрос превратился в насущный, решающий для нашего мироздания.

Кавказ размножается - русские вымирают.

Anonymous

December 16 2011, 20:59:44 UTC 5 months ago

Отклик на Ваши фото


Ответы на первые четыре вопроса должен изложить в своей предвыборной программе
кандидат в президенты ВВП.

[info]marshal_eazia

December 16 2011, 21:00:21 UTC 5 months ago

Первые попытки продолжения жизни

Увлекательно.Но еще более увлекательным, например, для меня было бы чтение ваших ответов на поставленные выше ваши вопросы. У вас же наверняка есть свои варианты ответов?

А мне вот лет в двадцать показалось, что смысл жизни и залог счастья - продолжение жизни. Уж очень мне понравились самые первые попытки... И с тех пор никто меня почему-то не переубедил.

[info]v_tretyakov

December 16 2011, 21:14:19 UTC 5 months ago

Re: Первые попытки продолжения жизни

Вы правы лишь отчасти. Но сейчас мне не до ответов на мои вопросы и ваши варианты ответа. Как-нибудь в следующий раз.

[info]v_tretyakov

5 months ago

[info]accu_sync

December 16 2011, 21:01:57 UTC 5 months ago

Конкретно насчёт молока.

Элементарно не хватает.

В Африке, Индии, большинстве стран ЮВА (даже самых благополучных) и других развивающихся зайдёшь в сельпо - натурального молока часто нет. Есть какое-нибудь соевое и т.п.

[info]v_tretyakov

December 16 2011, 21:15:10 UTC 5 months ago

Re: Конкретно насчёт молока.

А в России зачем его производят и продают?

[info]accu_sync

5 months ago

[info]andfomkin

December 16 2011, 21:04:30 UTC 5 months ago

КАК ВУМНАЯ КЛАВА ВТТ ...к-а


поиграем в зачем


хотя они сводятся совсем не к философии

повторю философия -это утешение для умных , религия в основном для средних умом

родилась во Времена Декарта - начало Модерна , когда
человеческий ум Ра с ум ( Ра сио настолько вырос ,что сумел
я -сущее начать рассматривать вне Бога , до Декарта я сущее = я сущее в Боге


а к капитализму как
человек -человеку баблокуйка
и источник прибыли

1 молоко коровье взрослым пить вредно особенно парное
полезны лишь кисло молочные продукты ,
искусственное молоко родилось сперва из темы хранения и транспортировки , а потом из жадности
не золотой миллиард в том числе русские - недочеловеки для Европы попьет и с пальмовым маслом -дешевым ибо у нигеров производится , где труд ничего не стоит

2 война - это не продолжение политики иными средствами (Клаузевиц
война в Модерне - это способ опустить конкурента , выйти из кризиса , сбросить излишки человеков

ибо при капитализме мест под солнцем хищникам с патологическим аппетитом
не хватает при любом раскладе


3 как ничего не сделал в капитализме -войне всех против всех он уже потенциальный конкурент

4 а почему У Третьякова не десять детей -урбанизация ,эмансипация, женщин
разрушение традиционного общества
хотя пидерастов и лесбиянок у любых млекопитающих , как защитный механизм от перенаселения от 4 до 10 процентов ( при малом ареале или уменьшении пищи


5 на пятый повторю за я-зыком

со весть = со благая весть ( бо Ра га я те отношение с Богом - люди тут вообще
не нужны

честь = че ( че-ло сть от сти =чти

честь почитай че в себе опять люди не при чем

совесть и честь принадлежат человеку , и не могут быть отторгнуты обществом


... прочее

... к-а




семья = семя я

[info]v_tretyakov

December 16 2011, 21:16:17 UTC 5 months ago

Re: КАК ВУМНАЯ КЛАВА ВТТ ...к-а

Как всегда, ваши ответы максимально приближаются к Абсолютной Истине

[info]andfomkin

5 months ago

[info]garvey_r

5 months ago

Anonymous

December 16 2011, 21:09:22 UTC 5 months ago

Все " зачем" - это лекарство

от "скуки" жизни

[info]koshutin

December 16 2011, 21:11:31 UTC 5 months ago

Для наших философов ваши тезисы слишком мудренные ...
Зачем такой "геморрой в голове"?
Пока можно жить только так,
иначе не получается
Ну, как жить по принципу:
"сегодня посадил картошку - завтра выкапывай"
Почему так быстро?
Кушать очень хочется ...
Проклятый прогресс никак не может обеспечить
всех натуральным молоком ...
"Моралью сыт не будешь".
Вот и убивают друг друга "двуногие" ...
А философы - философствуют
Жизнь продолжается ...

[info]vladyur

December 16 2011, 21:11:46 UTC 5 months ago

Что есть истина

Вот ответ на самый философский вопрос.

Лемма 1.
Чем проще предмет, тем трудней о нем сказать истинное суждение. Доказательство. Что может быть проще электрона? Но сказать о нем истинное суждение очень непросто. Есть даже толстеннейший фолиант "Квантовая электьродинамика" Ахиезера и Берестецкого - труд высшей степени сложности.
Лемма 2. Чем сложней предмет, тем сложнее сделать о нем ложное высказывание. Доказательство. Попробуйте сделать ложное утверждение о таком сложнейшем предмете, как человек или общество. Это очень непросто. Что ни скажете, практически все имеет места и может быть опровергнуто примером.

Итак, вот парадокс. О самых важных сложных вещах оказывается истин существует бесконечное множество.

А что же делать? Как5 жить в этом мире бесконечных истин?
А жить можно. Приведу пример. Вот стоит дом. О нем можно сказать громадное количество истин. И о его архитектуре, и его строительстве, о его истории, о его жильцах и т.д. И все может быть истинно, все может быть необычайно интересно и познавательно.
Но вот вам нужно что-то сказать о его сейсмостойкости. Поможет ли вам в решении этого вопроса точка зрения историческая? Или с точки зрения архитектуры колонн или балконов? Оказывается, что для этого конкретного объекта и для данной конкретной проблемы есть одна истинная точка зрения, которая позволит сделать содержательное утверждение - это с точки зрения фундаментов, к примеру. Именно эта точка зрения полезна
Итак, вот основной философский вывод. Истby много. Но в данном конкретном случае реальная истина есть та, что поезна для решения поставленной проблемы. Остальные точки зрения истинны, но не полезны и потому могут реально оказаться даже ложными, так как могут отвлечь от нахождения истинной точки зрения. Но в других условиях уже другие точки зрения окажутся полезными и потому "истинно истинными".

Сразу же практическое применентие. Сейчас стоит перед страной проблема выхода из кризиса. Предлагаются искать этот выход в религии, истории, социальной сфере, экономике и пр. Но есть ли в них "истинная истина"? Помогут ли они найти реальное решение проблем или сведутся всего лишь к благопожеланиям и мыслерастеканиям? Вот в чем вопрос. Где та точка зрения, исходя из которой можно найти ответ на поставленный вопрос?

[info]v_tretyakov

December 16 2011, 21:17:36 UTC 5 months ago

Re: Что есть истина

В общем-то я с вами согласен

[info]vladyur

5 months ago

[info]lamaalex

5 months ago

Anonymous

December 16 2011, 21:12:09 UTC 5 months ago

о философии

не сам честный и совестливый человек а душа его присматривается небесами.Увы не многим это дано понять.

[info]misyuk

December 16 2011, 21:12:15 UTC 5 months ago

КРАТКО

ИУДАИЗМ, ИСЛАМ И ХРИСТИАНСТВО - ЭТО УМ, ЧЕСТЬ И СОВЕСТЬ НАШЕЙ ЭПОХИ!

[info]v_tretyakov

December 16 2011, 21:18:38 UTC 5 months ago

Re: КРАТКО

Садись, два, - сказал студенту профессор Пекинского университета.

Anonymous

5 months ago

[info]v_tretyakov

5 months ago

[info]andfomkin

5 months ago

[info]misyuk

5 months ago

Anonymous

5 months ago

[info]v_tretyakov

5 months ago

[info]v_tretyakov

5 months ago

Anonymous

5 months ago

[info]litastro

5 months ago

[info]opiat_5x5

December 16 2011, 21:20:37 UTC 5 months ago

Как-то так.

1. Отсутствие общепринятой идеологии это тоже своего рода идеология, именуемая ЛИБЕРАЛИЗМОМ. А из отсутствия этой общепринятой основы или базиса (утверждение 1) естественным образом следует всё остальное (утверждения 2,3,4).
2. Человек силён исключительно своим инструментарием - трактором, самолётом, компьютером и т.п.. Значит, технический прогресс эквивалентен прогрессу, развитию человека. А отказаться от прогресса человека это как-то...
3. Философия необходима для написания АДЕКВАТНЫХ законов. Адекватных как конкретно-историческим условиям, так и менталитету населения.

[info]valuisky

December 16 2011, 21:24:40 UTC 5 months ago

Человеком движет желание удовлетворить всего три желания: есть, размножаться и доминировать. Когда очередные имперцы начинают считать, что они этот уровень превзошли-приходили очередные варвары и наглядно демонстрировали имперцам, что те не правЫ. В Европе сейчас именно такое состояние. Кажется я дал ответы на все вопросы из Вашего поста.

[info]rusnar

December 16 2011, 22:30:33 UTC 5 months ago

Вы повторяете зады американской прикладной социологии дьяволочеловечества
они просто взяли основы этологии (дисциплины, изучающей поведение животных) и стали силовыми и медийными средствами подгонять под них человеческие законы, быт, взгляды и "общественное мнение"

[info]Maks Golub

5 months ago

[info]valuisky

5 months ago

Previous
← Ctrl← Alt
Next
Ctrl →Alt →
Create an Account
Forgot your login or password?
Facebook Twitter More login options
English • Español • Deutsch • Русский…