Виталий Третьяков (v_tretyakov) wrote,
Виталий Третьяков
v_tretyakov

Как стать знаменитым журналистом. 2.0. Курс лекций по теории и практике современной журналистики

Вышел в свет и поступает в крупнейшие книжные магазины Москвы и в Интернет-магазины мой новый учебник "Как стать знаменитым журналистом. 2.0". Тираж - 1300 экз.



К читателям
Уважаемые читатели этой книги, будущие и молодые журналисты!
Мой учебник «Как стать знаменитым журналистом» вышел первым изданием в 2004 году. Написал я его на основе лекций, которые в 2001—2003 годах читал на факультете международной журналистики МГИМО МИД России. Затем там же я по этому учебнику преподавал (до лета 2008 года). С 2008 года и по сей день этот учебник является основным, по которому я преподаю теорию и практику журналистики студентам Высшей школы телевидения Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова.
Всякий раз, когда я приезжаю читать лекции в какой-либо университетский центр России, студенты местных факультетов журналистики спрашивают меня, где можно купить этот учебник. Ничего утешительного я им до сих пор сказать не мог, так как первое издание, насколько мне известно, найти в магазинах давно невозможно, а второе издание (2010 года), если и встречается, то крайне редко.
Надо сказать, что текст учебника уже давно и, конечно, без моего разрешения выложен в Сеть. С одной стороны, я, видимо, должен быть благодарен тем, кто это сделал — за популяризацию моей книги. С другой же — это очевидное воровство или, по меньшей мере, нарушение моих авторских прав. Но сейчас — в эпоху сетевой свободы, то есть анархии и вседозволенности, — как этому противостоять? Долгими судебными тяжбами? Ну-ну...
Несколько лет назад я уже решил, что, во-первых, подготовлю существенно обновлённый вариант моего учебника (его вы и держите в руках), а во-вторых, сам выложу полный текст первого издания в Сеть. Последнее я уже сделал — осенью 2015 года — на сайте ВШТ МГУ (http://www.ftv.msu.ru/pers_pages/how_to.pdf).
А вот реализация первого намерения затянулась, но — по извинительной причине. С 2012 по 2015 год я работал над монографией-учебником «Теория телевидения. ТВ как неоязычество и карнавал» и его сокращённой версией «Как стать знаменитым на телевидении». Обе книги были закончены в начале 2015 года, и первая вышла в свет летом 2015 года, а вторая — осенью 2016-го. Это и позволило мне закончить, наконец, обновлённую редакцию моего учебника журналистики.
Теперь, после выхода этой обновлённой версии, две книги «Теория телевидения» (или её сокращённый вариант «Как стать знаменитым на телевидении») и «Как стать знаменитым журналистом. 2.0» в совокупности составляют единое целое — мою теорию журналистики и телевидения.
Концептуально в моём учебнике «Как стать знаменитым журналистом» в редакции 2004 года, как я считаю, ничего не устарело. Более того, многие явления, описанные в этой книге более десяти лет назад как только нарождающиеся тенденции, окрепли, проявили себя в полной мере и теперь определяют развитие отечественной журналистики на нынешнем этапе её развития.
Но несколько устарело фактологическое наполнение учебника. Например, в нём по понятным причинам отсутствуют примеры, связанные с развитием отечественных и мировых СМИ с 2004 года и по сегодняшний день. Вот почему я и решил написать новый, существенно переработанный (но на той же концептуальной основе) и расширенный вариант этой книги. Кроме того, новая редакция учебника несколько иначе структурирована. Во-первых, я изъял из неё главы (лекции), которые в обновлённом виде вошли в мою «Теорию телевидения» (2015) и в учебник «Как стать знаменитым на телевидении» (2016), делая соответствующие отсылки. Во-вторых, я лучше систематизировал материал, изложенный в первой редакции учебника. Например, свёл все разбросанные в разных местах первой редакции пассажи, касающиеся свободы СМИ, в лекцию с соответствующим названием. В-третьих, я написал для нового издания несколько новых лекций. Например, о моральных проблемах журналистики (тема была представлена и в первом издании, но тоже разбросана в разных местах книги); о редакционной политике, а также о роли и функциях главного редактора. В-четвёртых, в новой редакции учебника я сопроводил каждую лекцию проверочными вопросами и практическими заданиями. Этого не было в изданиях 2004 и 2010 годов.
Наконец, я изъял из книги (что сделало учебник более компактным) мои статьи разных лет, посвящённые различным российским СМИ и журналистике 1990-х – начала 2000-х годов. Зато 200 максим журналистики, которые были сформулированы мною в первой редакции учебника, а затем ещё и собраны в особом разделе, мною не только сохранены, но местами уточнены, обновлены и дополнены. И теперь их в полтора раза больше, то есть 300.
Словом, можно сказать, что настоящая книга — это обновлённый по фактуре и существенно расширенный содержательно (то есть модернизированный) уже достаточно хорошо известный учебник «Как стать знаменитым журналистом». Но по всем формальным признакам — это новая книга, так тщательно я постарался переработать, обновить и дополнить её текст.
Желающие более подробно познакомиться с историей создания этого учебника могут прочитать публикуемое мною ниже (в извлечениях) Введение к изданию 2004 года.
Итак, всем, кто намерен стать профессиональным журналистом, влиятельным журналистом и даже знаменитым журналистом, пора браться за дело – открывать текст первой лекции.
Удачи! Ни пуха, ни пера!


Содержание
Предисловие к новой редакции
Введение. О целях данного курса
Лекция 1. Общий обзор курса, или Два парадокса журналистики
Лекция 2. Что это за профессия — журналист?
Лекция 3. Функциональная теория журналистики. Главные и дополнительная функции журналистики
Лекция 4. Свобода печати и смежные свободы
Лекция 5. Краткий очерк новейшей истории современной русской журналистики
Лекция 6. Современная русская журналистика как конкурентная система. Добросовестная и недобросовестная конкуренция в СМИ
Лекция 7. Правда, ложь, обман и умолчание в журналистике
Лекция 8. Журналистика и реальное знание

Лекция 9. Журналистика в системе демократии, или Журналист
как объект и как субъект политики

Лекция 10. Соотношение личных, профессиональных, корпоративных интересов журналиста и национальных интересов

Лекция 11. Моральные проблемы в журналистике, или Мой Моральный кодекс журналиста

Лекция 12. Журналистские жанры: общие положения

Лекция 13. Сюжетные узлы в журналистских текстах

Лекция 14. Феномен времени в журналистике. Прогноз
как высшая форма журналистского мастерства


Лекция 15. Информация простая и сложная

Лекция 16. Репортаж: убей в себе писателя

Лекция 17. Интервью: небольшая пьеса для очень большой
аудитории

Лекция 18. Статья: если есть, что сказать

Лекция 19. Свой стиль в журналистике
Лекция 20. PR — агитация, пропаганда и реклама в одной упаковке. Тип упаковки: журналистика

Лекция 21. Типы журналистов. Журналистские специальности

Лекция 22. Главный редактор: просвещённый диктатор анархо-демократической корпорации. Редакционная политика


Лекция 23. И всё-таки: а как стать знаменитым журналистом?

Мастер-класс. Как проводить практические занятия по журналистике
Максимы журналистики
Список цитируемой и рекомендуемой литературы
Предметно-тематический указатель
Именной указатель
Указатель названий
Tags: Высшая школа телевидения МГУ, СМИ, журналистика, мои публикации, учебники
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments